Копты

(L'Égypte Copte)

Документальный фильм с таким названием (создатели Alain Jomier и Институт Арабистики Франции) посвящен очень интересной, на мой взгляд, теме — коптской церкви, о которой у нас знают только узкие специалисты. При внимательном просмотре фильма нельзя не обратить внимание на некоторые хронологические и исторические несуразности. Но думаю, что это не вина авторов ленты. Причину, скорее всего, следует искать в ошибочной хронологии.

В этих заметках я постарался конспективно изложить содержание фильма, цитируя авторов, но снабдив его в наиболее интересных местах своими комментариями.

 

Но вначале небольшая справка. Вот что говорится о коптах в «Настольной книге атеиста». По данным 1970-х годов, в Египте христиане составляли примерно 10% населения. Это около 4 млн. человек, из них примерно 3,5 млн. человек — копты. В Эфиопии большая часть населения близкие египетским коптам христиане-монофизиты.

 

Кто такие копты?

 

Египетский историк Гаудат Габра: «Копты — это самая большая община христиан на Ближнем Востоке. Понятие копт относится и к культуре, и к языку, и к религии. Само это слово этимологически означает египтянин — от арабского кубт, которое произошло от греческого эгуптиос, восходящее к древнеегипетскому слову а-кап-та. То есть, копт — это египтянин, а коптский — египетский».

Когда арабы пришли в Египет, все население было коптами, и когда их постепенно обратили в мусульманство, коптами стали называть христиан».

Комментарий. Другими словами, нынешние копты – это египтяне, не обращенные в ислам и считающие себя православными. В современном Египте язык коренного населения вытеснен арабским и употребляется только как язык богослужения (бохарийский диалект). Помимо религиозных текстов, на коптском языке есть образцы развлекательной, медицинской и магической литературы, считающейся продолжением древнеегипетской. Полагают, что коптский алфавит составлен переводчиками Библии на основе греческого алфавита и дополнен семью демотическими знаками, учитывающими фонетику египетского языка. Интересно, что в отличие от славянского алфавита (оба произошли от греческого и создавались для нужд церкви) коптский за такой же срок активной жизни (традиционно с II-III по XII-XIII век, около 1000 лет) практически не изменился. Не исключено, что на самом деле коптский алфавит гораздо моложе, чем считается, и, значит, появиться он мог уже после старославянского, этим можно объяснить его "законченность" и близость к более позднему русскому.

 

Легендарное начало христианства

 

Считается, что христианство появилось с приходом в Египет апостола Марка в 45 году. Сначала оно распространялось среди евреев Александрии, а затем в течение двух веков достигло Нила. Александрия стала основным теологическим центром Востока.

Правление Диоклетиана сопровождалось кровавыми гонениями христиан, поэтому с него начинается новый отсчет коптской церкви. 284 год н.э. — первый год эры мучеников.

Менас и Христос.
(Икона якобы VI или VII века)

 

Матарайа — северо-восточная окраина Каира. Считается, что здесь Иисус впервые завоевал сердца египтян. Гаудат Габра: «Это место благословили Иисус, Мария и Иосиф. Как написано в Евангелие от Матфея, Иисус покинул Палестину и попал в Египет — единственное место вне Палестины, где был Иисус». Туристам показывают дерево, на месте которого был колодец Святой семьи. Иисус выкопал этот колодец, разрезал посох Иосифа на мелкие кусочки, и вышла вода, и выросло дерево, источавшее аромат, бальзам, который используется как елей — масло в коптской церкви.

Отшельники. Павел из Фив

Христиане скрывались от гонений римлян в пустыне. Самый известный отшельник, избежавший преследований, — Павел из Фив.

Комментарий. Гонения христиан – весьма сомнительная легенда, опирающаяся только на церковные источники. Чрезвычайно много мучеников в первые века христианства. Так, в весьма бурные III-V века число пострадавших за веру (в основном от римлян) просто несравнимо, с тем, сколько пострадало за веру в остальные полторы тысячи лет. Прибывшие в Малую Азию крестоносцы (чья история тоже весьма туманна), похоже, были первыми, от кого на самом деле пострадали местные христиане (армяне, сирийцы и египтяне).

Будучи выходцем из состоятельной христианской семьи(род. в 228 г.), он в свои 16 лет отправился на окраину пустыни в 60 км от Красного моря, где и провел почти всю жизнь в молитвах и одиночестве. Сейчас здесь находится самый древний египетский монастырь. Павел Фиванский — первый отшельник в христианском мире. Согласно легенде св. Павел умер в 347 г., прожив 119 лет. Питался он половиной хлеба, которую ему каждый день приносил ворон —посланник Христа. Одежда его состояла из пальмовых листьев. Когда он умер, из пустыни пришли два льва и вырыли ему могилу, в которую его положил св. Антоний, накрыв умершего мантией патриарха Афанасия Александрийского.

 

Встреча св.Антония с Павлом
 (икона конца XVIII века)

Комментарий. Около пещеры сейчас расположены церковь и монастырь св. Павла. Сообщается, что в церкви фрески написаны в XVIII веке, но с оговоркой, что, «возможно, они выполнены поверх старых». На иконе , изображающей Павла и Антония, надпись, как это часто бывает на поздних иконах, выполнена на коптском и арабском языках.

Монашество. Святой Антоний

Отцом всех монахов считается св. Антоний.

Первые принципы общинной жизни, предложенные св. Антонием, были записаны св. Пахомием. Это стало главным вкладом египетской церкви в христианство. Наблюдения Иеронима стали основой жизни первых монахов Запада. Однако, для коптов, св. Антоний остается отцом-основателем всех монахов. Его маленькая пещера на вершине горы — теперь священное место.

Комментарий. Отцом западного монашества принято считать не менее легендарного св. Бенедикта (VI век н.э.), жизнеописание которого составлено лишь в XV веке. Считается, что за основу устава многих монашеских орденов взят устав Пахомия.

Раскол церквей. Иезуиты

 

Для Римско-католической церкви копты были еретиками. В 451 году на соборе в Халкидоне между римской, александрийской и византийской церквями разгорелись политические и религиозные споры, приведшие к конфликту. Римская церковь считает, что у Христа две сути — человеческая и божественная, соединенные вместе. В то время как для Александрийской церкви суть Христа одна — полностью божественная и полностью человеческая. Эти две идеи близки. И различие между ними зиждется на лингвистическом недопонимании.

Комментарий. Так своеобразно авторы фильма трактуют христологические споры и причину раскола церквей. Интересно, что несмотря на размежевание египетской и византийской церквей между коптской и русской церковью до сих пор очень много общего. И еще. Изучая историю раннего христианства, нетрудно заметить, что основные религиозные споры возникают между "новым центром" — Константинополем и "старой столицей" — Александрией, при этом практически нет разногласий между католическим Римом и константинопольской церковью (которую, кстати, в некоторых источниках тоже относят к католической). Еще одна интересная деталь — глава коптской церкви является не только патриархом великого града Александрии, но и святейшим папой.

 

Споры о природе Христа и последующий раскол привели к изоляции коптской церкви на века. Но эта изоляция позволила сохранить неизмененными традиции и ритуалы (такие, как выпечка хлеба), некоторые из которых датируются началом христианства.

Фрагмент фрески из Нубии (XII век)

 
 

28 мая 1716 года в монастырь св. Антония прибыла делегация, возглавляемая монахом-иезуитом Клодом Сикаром с задачей исследовать коптскую церковь и обратить христиан Египта в католиков. 29 мая 1716 года Клод Сикар покинул монастырь св. Антония, выполнив лишь половину своей миссии. Он не сумел обратить коптов в католицизм, но он был первым на Западе, кто представил детальный план монастырей св. Павла и св. Антония и очень аккуратный план всех мест, которые он посетил.

Комментарий. Первые впечатления европейцев о монастырях коптов оставил Клод Сикар. Получается, до него о коптах в Европе ничего не знали, и между РКЦ и коптской церковью не было никаких отношений до XVIII века (это более 12 столетий!). Несмотря на краткость пребывания в монастыре, со шпионской задачей иезуиты справились успешно — за такой короткий срок составили подробный план монастыря и окрестностей!

Интерес в Европе к коптам

 

Только в середине XIX века благодаря официальным архитектурным раскопкам в Египте путешественники и туристы заинтересовались коптами. В 1896 году археолог Альберт Гайе начал раскопки в Антинополе. Он разыскивал некрополи, которые могли дать бесценную информацию об обрядах захоронения и повседневной жизни египтян в первые века христианской эры. В отличие от предков копты не практиковали мумификацию. Умерших хоронили в богатых одеждах и окружали богатыми вещами, которые благодаря песку и сухому воздуху хорошо сохранялись.

После каждой экспедиции Гайе демонстрировал свои находки. Под влиянием этих выставок в Европе появился интерес к коптскому искусству. После появления Сары Бернар в нарядах в коптском стиле появилась даже мода на коптскую одежду.

Комментарий. Благодаря сухому климату и песчаной почве тела погребенных христиан хорошо сохранились. Правда, в этом случае их не принято называть мумиями, наверно, потому что они не умащивались бальзамами и чтобы отличать их от "древнеегипетских" мумий. В старинных захоронениях коптов находят много предметов магического содержания, а на стелах наряду с христианскими содержатся древнегреческие и древнеегипетские символы.

Искусство коптов

Выяснилось, что тематика коптского искусства христианством не исчерпывается. Найдены ткани со светской тематикой, а также и с языческой, вдохновленной греческой и римской мифологией. Самые древние ткани, датируемые IV веком, были под сильным влиянием римской и греческой иконографии.

Два века спустя техника изменилась — цвета стали мягче, формы проще.

Божество Нил на коптском медальоне

 

Комментарий. Удивительное и неожиданное сочетание эллинистических, языческих и христианских символов, сохранившееся благодаря недоступности Египта для создателей традиционной истории. Исследователи до сих пор точно не знают, что изображено на этих удивительных тканях.

Начиная с VII века, формы были сведены к чистым контурам. Эта была последняя стадия стилистического развития, которое полностью исчезло в мусульманском Египте в начале XI века.

   

Комментарий. Здесь удивительным образом повторяется та же эволюция, что и в других частях Ойкумены. В начале первого тысячелетия процветают все искусства. Но с приближением ко второму тысячелетию художники и скульпторы разучиваются рисовать, искусство ткачей и художников стремительно катится вниз, и мы в основном видим шедевры типа «точка, точка — два крючочка».

Копты и фараоны

 

Но коптские ткачи интересовались и иконографией эпохи фараонов. Иероглиф АНХ символизирует жизнь, и здесь он сливается с Христом. Эти два знака одинаково говорят о надежде и воскрешении.

Иероглиф анх сливается с именем Христа

Крест с монограммой Христа, абсолютно совпадающий с коптским символом жизни (итальянская многофигурная композиция якобы VI века)

Места, связанные с фараонами, часто использовались ранними христианами: храмы переделывали в церкви или их материалы использовались для других сооружений. В 1906 году британский археолог Куибел вел раскопки некрополя Саккара. Рядом с пирамидой Джосера он обнаружил остатки огромного монастыря, посвященного отцу Иеремию.

Основная церковь была построена из раскрашенного камня, украшенного кризом. Колонны и капители, хранимые в музее коптского искусства в Каире, подчеркивают византийское влияние: мотивы растений, пальмовые и аканфовые листья. Копты в VI веке полностью заимствовали стиль и технику византийских скульпторов.

Капитель из коптского монастыря

Комментарий. В отсутствие других претендентов помещения достались преследуемым христианам. Между фараонами и христианами нет никого. Наверно, фараоны так были расстроены отсутствием приемников, что даже не оставили никакого завещание на пользование своими языческими храмами. Кстати, мечети в основном строились заново, а не на развалинах христианских или языческих храмов. А вот кто у кого заимствовал растительные и животные мотивы, очень спорный вопрос, достаточно взглянуть на образцы искусства Древнего Египта.

Новые открытия в Египте

 

В 1960-е годы в связи со строительством Асуанской плотины началась самая крупная программа археологических раскопок. В это время группа польских археологов принялась за раскопки в Нубии. Они обнаружили остатки собора и серию картин, чудесным образом сохранившихся более чем за 700 лет! Эта находка пролила свет на богатую традицию христианского искусства в долине Нила и возбудила новый интерес научных кругов.

Институт восточной археологии Франции (ИВАФ) начал копирование и инвентаризацию фресок. Копирование длилось более 30-ти лет. Только после этого приступили к восстановлению фресок монастыря св. Антония.

Результат реставрации

К этому делу были привлечены итальянские реставраторы, которые специализируются на реставрации живописи времен фараонов. Коптские художники в действительности пользовались той же техникой, что и их далекие предки.

Этот комплекс уникален, т.к. церковь св. Антония — единственная из египетских церквей, где сохранилась полная последовательность и схема иконографии. Эти работы датируются XIII веком (автор — Теодор).

У коптов очень почитаются конные святые

В них видны основные принципы коптского искусства — напряженные позы, однородные цвета и стилизованные формы. Понадобилось 300 дней для того, чтобы церковь св. Антония предстала во всем своем великолепии.

Комментарий. Здесь прыжок от фараонов уже на 1000 лет. Как же они учились у далеких предков этой технике? Может быть все-таки это мастера одной школы? А может быть они жили почти одновременно и умели читать иероглифы, описывающие технику времен фараонов и не сохранившиеся до наших дней?

В коптской церкви сцены нарисованы в порядке, соответствующем строгой иерархии. Они следует за архитектурой здания и направляют верующих на духовный поиск.

В первом приделе коптской церкви изображаются мученики начального периода христианства. Поэтому они изображены на лошадях, так как они были на римской военной службе. Это — св. Георгий, св. Феодор, св. Виктор. Во втором приделе изображены известные коптские монахи.

Комментарий. Исследователи связывают культ святых всадников с возросшим значением конных армий в Византийской империи. Но с другой стороны, считается, что византийская конница стала господствовать на полях сражений только после появления не ранее X века (в традиционной истории) железного стремени-площадки. Другими словами, коптская церковь невольно относит время распространения христианства на примерно 1000 лет вперед. Интересно, что стремена мы видим на всех изображениях древних всадников.

Св. Антоний считается автором принципов и добродетелей монашеской жизни. Третий придел — сердце храма. Изображенные здесь пророки указывают в алтарь, или хайкал. Именно здесь происходит причастие. На иконостасе одна из сцен, где Авраам готовит принесение в жертву Исаака, подчеркивает характер Библии, связывающей библейскую жертву с жертвой Христа. Здесь же изображены Иисус с матерью, св. Марией, св. Марк, который принес христианство в Египет и патриарх Афанасий (IV век), который защищал православную церковь.

Святой Антоний

Копты и ислам

 

К 639 году ислам распространился по долине Нила. После 300-летней власти Византии копты не стали сопротивляться мусульманам, видя в них освободителей. Христиане Египта обнаружили, что Коран относится с уважением к Христу, как посланцу Божьему, и деве Марии, а мусульмане воспринимают христиан и иудеев, как народ Книги.

На протяжении 14-ти веков сосуществование обеих общин было окрашено то гармонией, то кризисом, но в любом случае — взаимным влиянием, в результате которого они обе стали частью египетской культуры.

Комментарий. Удивительно — оказывается, мусульмане освободили коптов-христиан от ига христианских же византийских императоров! А где же кровавое противостояние ислама и христианства?

В 1970-м году экономический кризис привел к расцвету исламского фундаментализма, что привело к расколу между двумя общинами. Мусульмане обратились к своим мечетям, а христиане к своим церквям. Спустя 30 лет началось возрождение церкви, связанное с обращением простых людей в эту религию.

Некоторые монастыри, заброшенные в 70-е годы, теперь стали домом для более чем сотни монахов и гостеприимно открыли свои двери для возрастающего числа паломников. Языком литургий является древнекоптский язык. Благодаря ему в 19-м веке Шампольону удалось разгадать секрет египетских иероглифов.

Два языка коптской церкви

Комментарий. Согласно другой версии, Шампольон расшифровал иероглифы благодаря находке Розеттской плиты, содержащий иероглифы, демотические письмена (которые также были не читаемы) и греческий текст, а также какому-то папирусу. В фильме показаны кадры, из которых видно, что коптские монахи пользуются книгами, написанными на двух языках — коптском и арабском.

 

Итак, что же получается в результате знакомства с историей коптов.

В завоеванном римлянами Египте среди зажиточной и образованной публики появляется интерес к новой религии. Первые бурные века христианства наполнены множеством событий, связанных в основном с религиозной борьбой между христианами и языческими, а затем и православными императорами. Огромное число христиан принимают мученическую смерть. В эти годы появляется новая письменность, которая используется главным образом в богословских произведениях. Создаются великолепные произведения прикладного искусства (ткани, храмы), пишутся первые иконы.

Во времена арабского завоевания коптская знать продолжает играть заметную роль в управлении и экономике государства. Фатимидским правителям нравилось отдыхать в коптских обителях, в которых им оказывался почет и уважение. Патриаршая кафедра была перенесена из ставшей провинциальной Александрии в новую столицу Каир. Был, правда, один правитель, при котором усилились притеснения христиан. Но, справедливости ради, следует сказать, что от него досталось и иудеям и даже мусульманам. В эти времена появляется множество христианских монастырей, возникают новые литературные жанры — сказки и стихи, создаются песни на библейские сюжеты.

После прихода к власти мамлюков отношение к коптам неровное, хотя с мусульманами копты ладят. Ухудшается положения христиан в конце правления мамлюков, "когда упадок и анархия воцарились в государстве". В это время коптский язык вытеснен из практики арабским. После включения Египта в Османскую империю начинают восстанавливаться монастыри, опустившие после набегов бедуинов и эпидемий "черной смерти". Возрождается иконопись. Начало нового возрождения коптской церкви относят к XIX веку.

А вот, что следует их фильма. Если не принимать во внимание явно легендарное начало коптской церкви (Святое семейство, апостол Марк, святые Павел из Фив и Антоний и т.д.), то до раскопок в Нубии наиболее ранней датой возникновения коптских церквей оказывается XV век, когда стали "восстанавливать" большинство монастырей. Некрополь в Саккаре и фрески, найденные в Нубии, опускают планку времени до XII-XIII веков. Но хорошо бы как-то подтвердить это с помощью независимых данных, поскольку европейских источников о коптах, как следует из фильма, ранее XVIII века не существует.

То, что на Западе о коптах ничего не знали до XVIII века, можно объяснить многовековой недоступностью Ближнего Востока для европейцев. Происходившее раньше датируется с трудом (у коптов был свой календарь) и чаще всего можно отнести к разряду легенд. Познакомившись с культурой коптов поближе, европейцы выяснили, что коптская история существенно разнится от истории европейцев, и это не могло не отразиться в фильме. В отличие от Европы, где славно потрудились сочинители многовековой христианской истории, у коптов оказалась не заполненной лакуна примерно на полтора тысячелетия, которую авторам фильма, по-моему, так и не удалось «заделать».