доклады VIII МКПЦ

"Морозовские Чтения"

 

ПЕРГАМЕНТ И БУМАГА 

И.Шумах
 


Иоганн Гутенберг печатал книги на пергаменте и бумаге. Подсчитано, что для одного экземпляра первой изданной И.Гутенбергом Библии потребовалось около 300 овечьих шкур.

Пергамент

По свидетельству Плиния Старшего(23-79) пергамент появился во II веке до н.э Пергамент назван по имени города Пергам в западной части Малой Азии, и его появление связывают с Евменом II, царем Пергама в 197–159 до н.э..Пергамент стал широко использоваться как материал для письма во втором столетии до нашей эры. Евмений основал знаменитую Пергамскую библиотеку, которая насчитывала более 200 000 свитков. Ремесленники Пергама знали способ выработки тонкого пергамента из бараньей и козьей кожи.Эта точка зрения является доминирующей в исторической науке и на ее ссылаются во всех энциклопедиях и учебниках.
Для изготовления пергамента использовалась кожа с теленка,козленка или барашка не старше 6 недель; которая размачивалась в проточной воде 6 суток; затем шерсть разрыхлялась гноением в сырой яме с золенной известью от 12 до 20 суток; затем эту кожу обдирали и проквашивали в овсянных или пшеничных отрубях,чтобы удалить из нее избыток извести; затем продубливали ее растительными экстратами,когда кожа становилась мягкой,то выравнивали неровности; затем натирали кожу пемзой,предварительно посыпанную мелом. Такой пергамент называется еще велень.

По усовершествованной технологии,пергамент делали из расслоенной кожи. Внешний слой – со стороны волосяного покрова – дубили и превращали в шеврет для кожевенных поделок, а из внутреннего слоя (с мясной стороны) вырабатывали пергамент. Велень можно отличить от пергамента благодаря присущим ему характерным признакам структуры эпидермы и остаткам фолликул шерстинок удаленного меха, из-за чего обработанная поверхность не кажется гладкой.Современная технология выделки пергамента и веленя почти ничем не отличается от древней.

«Ни пергамент, ни велень не подвергаются дубильному процессу; обрабатываются они известью и оттого по виду поверхности и на ощупь похожи на бумагу. Рассматривая европейские рукописные книги, можно разглядеть, что во многих из них страницы противоположных сторон одних и тех же листов выглядят по-разному: «мясная» светлее «волосяной». Это различие в древних книгах заметнее, чем в более поздних, потому что при выделке пергамена мастера более позднего времени более обильно отбеливали его мелом и намного старательнее выскребали пемзой волосяную сторону. Писец, приступая к работе над манускриптом, с особым вниманием подбирал пергаменные листы, сходные по цвету и текстуре. Более того, чтобы стороны каждого разворота будущей книги не слишком отличались одна от другой, он устанавливал такую последовательность страниц, при которой «волосяная» поверхность пергамена была обращена к «волосяной», а «мясная» – к «мясной».( ЭК)

Вначале из пергамента делали свитки, но вскоре начали складывать его в тетради и из этих тетрадей сшивать книги. Появилась книга, сшитая из отдельных листов. Пергамент был белым, желтым, пурпурным, фиолетовым и других цветов Пергамент применялся в качестве основы для живописи. Сохранились наброски на пергаменте Карраччи(1555–1619) и Веронезе (1528–1588).
По свидетельству Ю.Крижанича ,пергамент использовался широко еще во второй половине ХVII века.Он писал о том.что необходимо научиться делать пергамент у немцев : белую тонкую кожу для письма.(14,62).Соборное Уложение 1649 года было переведено на различные языки ,в том числе на французский в 1688 году. Текст был найден в 1767 году во время созыва «Законодательной комиссии» Екатерины.Он хранится в Московской Оружейной палате.Наружный вид этой рукописи представляет собой свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров и представляет собой ленту в 30 метров длиной,состоящая из 959 листов пергамента,приклеенных один к другому.

Наибольшее применение пергамент получил в XVIII веке с появлением живописи пастелью, так как он хорошо удерживал пигмент пастельных карандашей. Еще в ХIХ в. патентная документация Великобритании и США оформлялась в виде печатных или рукописных пергаменов.

Особенности производства кожи в средневековье

Средневековый обувно-кожевной цех выделывал кожу только в соответствии с теми стандартами цеха,которые были приняты.Также как цеха, которые делали упряжь и седла,или кожанные изделия для воинов.Ремесленники каждого цеха выделывали кожу только для своей отрасли и по принятому стандарту отрасли.

«Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент.

Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря.

Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту. И, конечно, совершенно недопустимым признавалось употребление каких-либо лучших орудий труда, рационализация вообще.

В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного. Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки.»(Черниловский)
Таким образом,член цеха не имел возможности для эксперимента,и тем самым появление новых товаров было весьма проблематичным.

«Вплоть до начала XV в. открытые в Москве мастерские являлись одновременно и кожевенными и сапожными. Позднее, уже в XV в. кожевники отделились от сапожников и поселились на низком, правом берегу Москвы-реки в тогдашнем Заречье. Когда-то здесь находилась слободская церковь Троицы в Кожевниках, а ныне упоминание слободы сохранилось в названии Кожевнической улицы и нескольких переулков.Сложный и водоемкий процесс выделки кожи включал такие операции как дубление, золение, крашение и т.д. В результате кожа становилась мягкой, прочной и эластичной. Дальнейшее развитие технологии позволяет кожевникам с XVI века выделывать высокосортные сафьяновые кожи.»(Осипов)

В 1500 г. лишь шесть европейских городов имели население численностью более 100 тыс.человек – Париж,Венеция,Милан,Неаполь,Москва и Стамбул. (Петросян,113)Численность средневекового города – соответствовало уровню его экономического развития.Следовательно,шесть перечисленных городов имели примерно одинаковый уровень экономического развития.Это позволяет предположить ,что в других крупных городах Европы также кожевники выделились в отдельный цех в ХV веке или в конце XIV века.

«Успехи внутренней и внешней торговли, кредита и ростовщичества в Европе XIV- XV вв. способствовали накоплению в руках купеческой и ростовщической верхушки горожан значительных денежных средств и образованию древнейших свободных форм капитала - торгового и ростовщического,-пишет А.Я.Шевеленко ,- В обстановке начавшегося замыкания цехов и разложения цехового ремесла торговый капитал получил возможность постепенно внедряться в сферу производства. Во многих крупных городах купцы приобретали оптом сырье и раздавали его обедневшим ремесленникам, а затем скупали у них готовые изделия для продажи на рынке, превращая их таким образом в кустарей, т.е. наемных рабочих-надомников. Такая "раздаточная система" вела в перспективе к ранним, примитивным формам капиталистического производства — рассеянной мануфактуре.»(Шевеленко)

С ХV до ХVШ века в России способ производства кожи не менялся.Л.В. Милов пишет: «Для кожевенного производства свойственна необычайная длительность "фазы производства", связанной с процессами "квашения", "дубления" и другими операциями, где живой труд почти не принимает участия, а собственно период обработки кож с помощью живого труда представляет собой лишь отдельные вкрапления в основную "фазу производства". Видимо, в силу этих причин кожевенное производство становится непрерывным производством в собственном смысле слова (т. е. непрерывности применения живого труда) лишь в период общего высокого уровня капитализма в стране.

Поэтому мнение о том, что в конце XVII — начале XVIII в. купеческие кожевни были мануфактурами, было оспорено.
Внутрипроизводственного разделения труда у ремесленников не существовало, хотя на трудоемких операциях иногда практиковался найм дополнительной рабочей силы.

Производство кож было сезонным производством, охватывающим период в 130—150 дней. Следовательно, здесь уже нет в наличии наиболее важного признака промышленного производства — его непрерывности. Отсутствие такого фактора лишает, как уже говорилось, предпринимателя возможности присваивать в необходимом размере прибавочный труд наемного работника. В дубильном деле в Европе воздействие дубильной кислоты на кожу длилось 6—18 месяцев. Технология в России XVII—XVIII вв., видимо, была более краткосрочная благодаря эффекту "квашения" кож в киселе из ржаного "кваса" с овсяной мукой, а также применению так называемой "какши" и т. д но она, видимо, была не настолько быстрой, чтобы за срок 6—8 месяцев дать 2 цикла.
Главное же заключается в ином. Сохраняющееся резкое несоответствие длительности общей "фазы производства", с одной стороны, и рабочего времени, т. е. времени применения живого труда, с другой, создавало ситуацию, крайне невыгодную владельцу кожевни. Она состояла в том, что длительные фазы химической обработки, чередующиеся с моментами применения живого труда, приводили при наличии постоянной рабочей силы к необходимости искусственно завышать долю необходимого труда за счет прямой потери возможности присвоить прибавочный труд наемного работника.

В конце XVII — начале XVIII в. русские купцы приспособились к неумолимым требованиям технологии кожевенного дела другим способом. Они, как и ремесленники, прибегали к более или менее краткосрочному найму, но найму массовому и лишь на определенный вид работ (толчение корья, промывка и мятье кож, "мязрильная" работа, топтанье кож и т.д.). На кожевенных дворах, видимо, лишь минимум работников был занят более или менее постоянно (прежде всего это мастера-"завотчики", "ломовые работники", т. е. чернорабочие и т. д.). Для завершающей отделки кож нанимали так называемых "строгальников" (иногда их называли "гладильщиками"), которые выглаживали кожи, делали последние скобления мездры, красили и т.д.

Однако краткосрочный найм с точки зрения экономической означал лишь эпизодическую связь работника с хозяином даже очень крупной кожевни, где нанималось одновременно по 40—70 чел. В условиях конца XVII — начала XVIII в. это способствовало оплате не только необходимого труда (благодаря чему наемный рабочий воспроизводил себя лишь как работника), но и существенной доли труда прибавочного Между тем на купеческих кожевенных дворах подобный труд был, видимо, основным. У И.А. Микляева, крупнейшего казанского купца, на кожевни "во время работы нанимаютца... помесячно, понедельно и поденно, в которое время кожа делается и корье бьют". У П.Д. Коновалова на "заводах" в Саранске работали поденно и понедельно". Поденная, понедельная и даже помесячная форма труда могла быть эффективна лишь в условиях острой конкуренции на рынке труда и, как следствие этого, существования низкого уровня оплаты труда. Однако такой ситуации в конце XVII — первой четверти XVIII в. (да и позже) просто не существовало. Наоборот, ведь недаром почти все купеческие кожевни Ярославля работали не в наиболее благоприятное для кожевенного дела летне-осеннее время, когда упрощались и ускорялись многочисленные процедуры промывки сырых и дубящихся кож и т.п., а в зимний — самый неблагоприятный период. Одна из важнейших причин такого положения кроется в конъюнктуре рынка труда, ибо зимой в России легче было найти наемных на короткий срок работников. Другая причина, видимо, заключалась в обусловленности временем закупки шкур забиваемого скота (осень и зима).

Однако уровень оплаты краткосрочных наймитов был достаточно высок, чтобы существенно снизить (если не свести на нет) выгоду поденного, понедельного и помесячного труда. Хотя точные расчеты пока провести нельзя, но имеющиеся данные позволяют полагать, что работники "кожевенных дворов" получали оплату своего труда не ниже уровня оплаты ремесленника. Иначе говоря, наряду с оплатой так называемого необходимого труда к ним переходила существеннейшая доля оплаты труда прибавочного.
Убедиться в том, что такое предположение имеет основание, помогают следующие расчеты. Во-первых, уровень оплаты кожевников различных "специальностей" был очень высок. Так, "топтали" получали с чана по 6 коп., а по данным И.И. Лепехина, эта работа (включая полоскание кож) занимала максимум один день, поскольку в чане было, как правило, около сотни кож, а 2 "топталя" могли сделать за день около 300 кож . Далее, так называемые строгальники работали, как правило, довольно короткий срок, так как купцы нанимали их большими группами из расчета, определявшего каждому чаще всего объем работ в 100 кож . Средняя взвешенная оплата по данным 15 записей крепостных книг Ярославля за 1727 г., опубликованных М.Я. Волковым, составляет 2 р. 64 коп. Эта работа по заключительной отделке кож, пожалуй, самая квалифицированная. Если считать длительность ее равной 30 дням, то дневной заработок составит около 9 коп. При условии, что на питание в год, по существенно завышенным расчетам С.Г. Струмилина, шло около 3 руб. (в день соответственно около 0,8 коп.), это очень высокий уровень оплаты. Допуская срок работы строгальников продолжительностью в 50 дней, мы получим дневной заработок 5,3 коп., существенно превышающий традиционный заработок поденщика в один алтын.

Так называемые "дуботолки", часто, видимо, не только бившие корье, но и ведшие какие-то работы в первой половине процесса, получали в среднем 7 руб. 92 коп. (средняя взвешенная по 11 записям в крепостных книгах 1727 г.) . Срок их работы, как уже говорилось, был примерно 3 мес., но даже при его удвоении сумма заработка оставалась очень высокой по уровню поденной оплаты труда. Наконец, вспомогательные работники ("ломовые") за весь цикл обработки кож (в среднем 4 мес. 10 дней) могли получать 6 руб.

В заключение приведем еще один небольшой расчет, основанный целиком на данных М.Я. Волкова . В Каргополе на заводике И. и А. Прибытковых работало 11 человек в течение 130 дней (с 20 мая по 1 октября). Сделано было ок. 2 тыс. кож. В итоге "завотчик" получил 10 руб., шесть человек (видимо, строгальники) заработали по 2 р. 50 коп. с сотни кож, а 4 чел. (вспомогательные работники) за сезон получили по 30 алтын (90 коп.) человеку с каждой сотни кож. В итоге получается, что 11 человек получили за 130 дней 83,5 руб. или по 7,6 руб. на человека. При этом неквалифицированные работники получили по 6 руб. (т. е. в день по 4,62 коп.), а квалифицированные — по 8—10 руб. Для воспроизводства их как работников нужна была сумма вдвое-втрое меньшая. Одинокий человек мог существовать на этот заработок в течение целого года, если не более.

Следовательно, и здесь, и в других случаях высоких заработков на кожевенных предприятиях нанимающийся имеет возможность "выжать" из хозяина какую-то часть создаваемой им прибавочной стоимости. И часть эта, судя по всему, была немалой.
Таким образом, мы видим, что в кожевенном производстве сезонный характер отрасли создает на этапе генезиса капиталистических отношений ситуацию, крайне неблагоприятную для становления адекватных форм капитала, т. е. его более или менее зрелых форм, при которых ощущается действие законов капиталистического способа производства (закона прибавочной стоимости, капиталистического накопления, конкуренции и т. д.). В сезонное производство адекватные формы капитала проникают лишь тогда, когда общее развитие капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве создали резерв наемной рабочей силы, острую конкуренцию на рынке труда и низкий уровень оплаты поденного труда.

В кожевнях купцов конца XVII — начала XVIII в. сезонность производства усугублялась практикой эпизодического более или менее краткосрочного найма, что создавало отсутствие непрерывности участия рабочих в производственном цикле, т. е. непрерывности в экономическом смысле. Здесь частичный рабочий, сделав свою часть работы, увольняется, т. е. прерывает производственную связь с предприятием. Иначе говоря, он лишает предпринимателя возможности пользоваться экономическим эффектом мануфактуры как капиталистического предприятия: присвоением прибавочного труда. Если бы на кожевенных дворах с точки зрения экономической главную роль играла так называемая относительная прибавочная стоимость, отрицательный эффект увольнения частичных рабочих был бы не столь велик. Однако на данной стадии развития ключ к капиталистическому накоплению — длительность найма, накопление абсолютной прибавочной стоимости. В погоне за абсолютным прибавочным временем в странах Западной Европы практиковалось, как известно, так называемое "рабочее законодательство", цель которого максимальное удлинение рабочего времени. Прерывность капиталистического производства, его расчлененность в пространстве и времени, если она встречается, связана лишь с продуктом труда, претерпевающим разные стадии производства. Расчлененность в пространстве и времени никогда не касалась живого труда. Если выше были приведены расчеты, свидетельствующие о том, что уровень оплаты рабочих кожевенных заводов был настолько высоким, что включал существенную часть прибавочного труда, то, учитывая общий низкий удельный вес прибавочного труда в ранних капиталистических предприятиях, приходится вообще усомниться в выгодности такой экономической организации труда для владельца кожевни.

Чтобы проверить данное предположение, приведем еще ряд расчетов, цель которых — раскрыть в самых общих и приблизительных показателях экономическую эффективность "переделки" кож. В "сказке 1704 г. ярославский купец И.П. Топленинов дал своеобразный отчет о своих основных торгово-экономических операциях. В частности, он закупил в Ярославле сырые кожи на 474 р. 90 коп. "и зделал кожи", и продал их в том же Ярославле московскому купцу А.Г. Борину за 733 р. 33 коп. При этом И.П. Топленинов указал вес выделанных кож (276 пудов 28 ф.) и цену за пуд (2 руб. 21 алт.). Производственные затраты мы можем ориентировочно оценить в 120 руб. Таким образом, чистый доход составил около 138,4 руб., или 23,3 % ко всей сумме затрат на покупки и выделку кож (примерно по 594,9 р.). Этот доход в данном случае не связан ни с какими транспортными расходами, и, следовательно, здесь возможна оценка прибыли в качестве торговой прибыли, хотя и без учета некоторых расходов на производство.
Реальность данных расчетов можно проверить еще на одном примере. Брянский купец Никита Чамов закупил 1935 кож сырья по цене 677 р. 18 алт. "И с того числа 1543 кожи переделаны в юфть в своем товаре, а из дела той юфти вышло 272 пуда по цене с передельными харчами на 675 рублев" . Данный текст, как мы видим, принципиально важен, ибо торговец дает здесь сведения о себестоимости продукции. Итак, в "сказке" приведены точные данные о количестве исходного сырья, его стоимости и стоимости обработки кож. Штука кожи при закупке стоила в среднем 35 коп.

В "передел" пошло 1543 шт. стоимостью в 540 р. 5 коп. Готовая продукция (272 пуда) по себестоимости стала в 2 р. 48 коп. за пуд. Иначе говоря, затраты на "передел" составили 134 р. 95 коп., или 25% к стоимости исходного сырья. В расчетах операции по переделке кож ярославского купца И.П. Топленинова затраты на производство, реконструируемые нами, составили 27 %. Таким образом, степень совпадения расчетов вполне приемлема.

Далее, Никита Чамов реализовал готовые кожи "в малороссийских городах" по цене на 756 р. 20 алт., т. е. с прибылью в 81 р. 60 к. (возможно, за вычетом стоимости провоза и пошлин), что составило около 11,2 % торговой прибыли. Отсюда становится ясно, что у И.П. Топленинова сбыт готовой кожи в Ярославле произведен был с учетом торговой прибыли, которая была больше, чем в Брянске. Следовательно, купцы, перерабатывая на своих "заводах" кожи, тратили на переработку 25—27 % стоимости исходного сырья, а получали в конечном счете лишь торговую прибыль. У И.П. Топленинова чистая прибыль к стоимости одного сырья составила 27 %, а у Н. Чамова всего лишь 15,1%. Если вспомнить, что у них были производственные затраты, то первый из предпринимателей остался без убытка (или с мизерной прибылью в 2—3 %), а второй — с убытком.

В материалах "сказок" по Н. Чамову есть данные о другой операции по переделке кож и продаже готовой продукции. Он изготовил 308 пудов юфти, "брянская цена" которым 770 руб.239 Видимо, это стоимость выделки, ибо цена за пуд юфти примерно та же, что и в первом случае (2,5 руб. за пуд). Партия кож была продана в "малороссийских городах" за 857 р. 26 алт. 4 деньги. Если полагать, что выручка в "сказке" дана уже с учетом вычета стоимости провоза и пошлин (80 руб.), то торговая прибыль составит 87 р. 79 к., т. е. 11,2 %. Рассчитав стоимость сырья (603 р. 68 к.), получим, что доход этой суммы составит 12,8 %. Результат очень близок к первому.
Таким образом, перед нами резкая разница в доходности. "Передел" кожи в Ярославле, крупнейшем торговом центре на пути к Архангельскому порту, был, по крайней мере, не убыточен. При 27,2 % производственных затрат купец мог получить вместо 120 руб. (затраченных на производство) около 138 руб. прибыли, т. е. 29,1%, или на 18 руб. больше, чем производственные траты. Доход, конечно, скромный.

Несмотря на крупный массовый найм рабочих для выполнения отдельных операций, позволяющий полагать, что на определенных этапах перед нами тип кооперации, основанной на вольном найме, сезонный характер производства исключал возможность проявления главного признака специфически капиталистического производства — прибавочная стоимость определенного уровня, минимально допустимого для существования капиталиста как капиталиста. Владельцы кожевен конца XVII — начала XVIII в. могли существовать только как купцы.

Для крупного купечества кожевни были скорее средством некоторого сокращения накладных расходов, неизбежных при скупке готовых кож у многочисленных мелких ремесленников-товаропроизводителей.(выд.-авт.)» (Милов)

Таким образом,кожевники выделились в отдельные цеха в ХV веке,тогда когда произошло первичное накопление капитала купцами. Когда кожевники выделились из других цехов,то они были поставлены в положение наемных рабочих.И к ним полностью относится замечание А.Пиррена о суконных рабочих Фландрии : «Действительно,в отличие от других ремесленников,мелких независимых предпринимателей, работавших на местный рынок и продаваших без помощи посредников своим городским или пригородным клиентам товары,изготовленные из принадлежащего им сырья, рабочие фландрской суконной промышленности не были в состоянии сами сбывать изготовлявшиеся ткани ... покупателям. Обрабитываемая ими шерсть доставлялась им купцам,и к этим же купцам она возвращалась в виде тканей,после многочисленных операций,каждая из которых была специальностью особого цеха.Поэтому ткачи,вяльщики,красильщики, стригали, очутившись в положении наемных рабочих.и устраненные с рынка на который они работали,оказались подчиненными классу работодателей,который в других цехах сливался с ремесленниками». (Пиррен,.389-390)

Купцы начали заниматься выделкой кожи при достаточном накоплении денежного капитала, что позволило купцам организовать выделку кожи и ее переработку с тем,чтобы уже готовую кожу продавать соответствующим цехам. Кожевники чтобы получить лучшие заказы от купцов были вынуждены экспериментировать с изготовлением новых видов выделанной кожи. Так во второй половине ХV века появилась сафьяновая кожа как тонко выделанная и ярко раскрашенная овечья и козья кожа.Слово maroquin появилось во французском языке в 1490 г. (Я.Кеслер) Сафьяновую кожу в Московии начали изготовлять в начале ХVI века .
Отличие пергамента или веленя от сафьяновой кожи состоит в том,что пергамент не раскрашивается и не подвергается дубильному процессу.Для высокосортных сортов сафьяна также использовалась кожа шестинедельных барашек и козлят. Поэтому производство пергамента возникло тогда же , когда начали изготовлять сафьяновую кожу.Это середина ХV века.

По этой позиции реальное время появление пергамента – это середина ХV века. До того реальных историческо-экономических условий для производства пергамента как одной из форм выделаннной кожи не было.

Лингвистические свидетельства

Появление пергамента- это середина ХV века.В данном случае появление слова в письменном языке отразило время появления самого слово.При появление пергамента – на нем сразу начали писать. « Греческие», «еврейские» и «латинские» древние пергаментные фолианты стали «всплывать из забвения» только со второй половины ХV века,а активно издаваться и распространяться – в ХVI веке.В этом нет ничего удивительного,ибо технология выделки пергамента появилась не в глубокой древности,а во второй половине ХV века.

В русский язык слово «харатья» для обозначения пергамента обратно заимствовано из новогреческого харти «бумага»(!) и является фонетическим вариантом общеордынского слова «шерсть»- «договор,присяга»,впервые отмечено только в 1471 году.О каких «древнегреческих» рукописях может вообще идти речь,если в греческом языке сперва появилось слово обозначающее бумагу,и только потом- пергамент ?»( Кеслер,155-156)

В английском письменном языке в ХV веке,шкура овцы приобрела смысл пергамента- материала для письма – parchmen ,как синонима документа- document, на котором пишут официальные указы,приказы и т.д. В ХV веке появляется в английском языке слово vellum –выделанная козья кожа,используемая как пергамент .

А.И. Соболевский пишет в «Славяно-русской палеографии» :«На пергамене написаны все древнейшие славянские книги и грамоты. Его наиболее обычное название в московской Руси — харатья (из греческого ), откуда прилагательное харатейный. Сверх того, его называли просто кожа или телятина (т. е. телячья кожа; сравни овчина = овечья кожа). Так, Зиновий Отенский в своем сочинении “Истины показание” (XVI века) спрашивает об книге: “написана на бумаге или на кожах?”. В описях XVII века не редкость выражения: “грамота на телятине”, “книга писана в десть по телятине” и т. п. Слово паргамин в московской Руси употребляется лишь в XVII веке, главным образом во второй половине этого столетия, и то нечасто. Юго-западная Русь XVI — XVII веков пользовалась лишь названиями паргамен, паркгамен, паркомен.Пергамен грамот XVI — XVII веков, повидимому, весь привозный»(Соболевский)

В русском письменном языке – харатья –появилась в 1471.В английском языке слова связанные со смыслом пергамент появились в ХV веке.На Руси пергамент был привозной,поэтому слово пергамент завиксировалось в ХVI веке

По этой позиции пергамент мог появиться в ХV веке.

Ватиканская библиотека и пергамент как залог

Датой основания Библиотеки Ватикана официально считается 15 июня 1475 год, когда папа Сикст IV издал буллу по этому поводу.
В 1480 году Кембриджский университет брал под залог только пергаментные книги и рукописи для выдачи ссуд.(Баранов)
Появление библиотеки Ватикана в 1475 году,согласуется с тем,что пергаментные рукописи брались под залог начиная с 1480 г. Это свидетельствует о том, что появление пергамента сделало возможным долговременное хранение рукописей.

По этой позиции пергамент мог появиться в середине ХV веке.

Пергаментные фальсификации.
Пурпуровый пергамент

Я.Кеслер пишет о пурпуровом пергаменте: «Азотнокислое серебро впервые получено и исследованно Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах.Им же впервые проведена,т.н.реакция «серебрянного зеркала» между водным раствором азотнокислого серебра и «муравьиным спиртом»,т.е. формалином – водным раствором формальдегида.

Это позволяет писать серебром на пурпуровом пергаменте путем нанесения текста водным раствором азотнокислого серебра с последующим востановлением серебра раствором формальдегида в определенных условиях.

Поэтому совершенно закономерно.что Кодекс Аргенти(лат.Codex Argenti),т.е. «Серебрянный Кодекс»Вульфилы,памятник готского письма,написанный серебром на пурпурном пергаменте с золотыми заглавными буквами и относимый к V1 веку н.э.,был «обнаружен» именно в 1665 году монахом Ф.Джуниусом в Верденском аббатстве под Кельном,посколько начать его изготовление могли не ранее 1650 года.

Понятны и мотивы изготовления такого уникального артефакта: без него Габсбурги должны были бы признать,что по крайей мере в V-Х веках их предки были не только варварами,но и готами-язычниками,а отнюдь не христианейшими императорами,непрерывно ведушими свой род,согласно Куспиниану,от Юлия Цезаря через Константина Великого(первого «императора-христианина»).
А то что кодекс-подделка,изготовленный не ранее конца ХVI века,доказал немецкий историк Уве Топпер и без химической технологии (Uwe Topper .Falschungen der Geschichte.Herbig.Munchen,2001) (Кеслер,65)

Таким образом,все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте,также датируются после 1650 года. А.И. Соболевский отмечает : «Пурпуровый пергамен, с золотым или серебрянным письмом, известный в греческих рукописях только VI - VIII веков» (Соболевский) .Следовательно,эти рукописи писались не ранее второй половины ХVII века и являются артефактами.

Кислотные чернила

Иоганну Глауберу (1604-1668) в 1625 г удалось получить из железного купороса серную кислоту. Он нагревал в реторте кристаллы FeSO4 . 7H2O и отгоняя полученный продукт - "купоросное масло", которое, как выяснилось, могло растворять не только медь, но и медные руды. Позднее уже в Амстердаме, Глаубер стал использовать для получения серной кислоты также квасцы KAl(SO4)2 . 12H2O и "белый витриол" - цинковый купорос ZnSO4 . 7H2O, которые ведут себя при нагревании аналогично железному купоросу.Торговое название неочищенной серной кислоты-купоросное масло.Кислоты должна всегда сохраняться в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми стеклянными пробками. Корковые или деревянные пробки от кислот разрушаются и поэтому недопустимы к употреблению. Концентрированная соляная кислота как дымящая кислота должна всегда храниться в прохладном месте, так как в теплом помещении упругость паров в склянке может быть настолько велика, что подымет пробку. Таким образом,производство серной кислот связано напрямую с появлением стеклянной посуды. И.Глаубер первым применил стеклянную посуду в химических экпериментах . Поэтому до него кислоты получены не были.

Для письма на пергаменте использовались «железо-галловые чернила,основным ингредиентом которых является „дубовое яблоко”, шаровидный болезненный нарост на дереве, размером примерно с игральный шарик, вырастающий, в основном, на листьях и тонких побегах дуба. Такой нарост появляется, когда орехотворка откладывает в растущую почку яйцо, вокруг которого затем формируется мягкий бледно-зеленый шар, похожий на яблоко.

Эти орешки раздробляются и напитываются дождевой водой – на солнце или у огня. Иногда вместо дождевой воды используют белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил. Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос, или „соль смерти”. Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу шестнадцатого века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту; полученную жидкость затем процеживали и осадок смешивали со спиртом (что объясняет кислотность позднесредневековых чернил). Купорос смешивают с размоченными чернильными орешками и хорошенько перемешивают веточкой смоквы. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становится черной. Добавляют еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила. Гуммиарабик - это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии.

Подвергаясь воздействию воздуха, железо-галловые чернила темнеют еще больше на страницах рукописных книг. В отличие от довольно легко стирающихся угольных чернил, железо-галловые хорошо впитываются в пергамен. Они также более прозрачны и блестящи.»(Баранов)

« Кислотность позднесредневековых чернил» впервые могла появиться после того как Глаубер получил серную килоту в 1625 г.Следовательно,все рукописи изготовленные с «кислотными» чернилами датируются после 1625 г.

Время появления кислоты- 1625 год позволяет вскрыть артефакт связанный с изготовлением офорта(от франц. eau-forte - азотная кислота). Офорт –«вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника офорта менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину ("доску") наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную - в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. Первые известные офорты были выполнены в начале 16 в. немецкими мастерами Д. Хопфером и А. Дюрером. В 16 в. для офортов использовались железные "доски"; в 17-18 вв. гравёры работали на медных "досках" и лишь в 19 в. обратились к цинковым пластинам, более простым в обработке.»(БСЭ)

Офорт изготовить без кислоты невозможно.Поэтому Хопфер и Дюрер творили свои офорты после 1625 года, и их работы могут рассматриваться как произведение искусства XVII в., но не XVI в. Г.Носовский и А.Фоменко также пришли к выводу,что Дюрер – художник XVII в .(Носовский,307-325)

Из вышеизложенного видно,что манипулировать с изготовлением древних рукописей на пергаменте стали только в ХVII веке. « Сознательная фальсификация исторических источников в России берет свое начало по крайней мере с конца XVII в»,-отмечает В.П.Козлов.(Козлов)

Выводы

По совокупности фактов, можно утверждать,что пергамент исторически мог появиться не ранее середины ХV века.Ни в какое иное время не было историческо-экономических предпосылок появления пергамента. В ХV веке произошло достаточное накопление первоначального капитала купцами,чтобы они начали его вкладывать в кожевное дело.

Таким образом,любая рукопись написанная на пергаменте и датируется ранее ХV века – автоматически является подделкой.Этих рукописей много. Так ,судя по "Сводному каталогу славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. ХI-ХIII вв." (М., 1984), сейчас в стране на государственном хранении находится 494 рукописи. Такое же положение и с древними рукописями на пергаменте на других языках.

Рукописи написанные на пергаменте с использованием железо-галловых чернил,полученные на основание серной кислоты ,следует датировать, после 1625 года.

Рукописи, написанные на пурпуровом пергаменте, следует датировать, после 1650 года.

Исходя из изложенного, мнение историков о том,что «до 1200-х годов изготовление пергамена было, в основном, сконцентрировано в монастырях, поскольку именно монахи были главными производителями книг. По мере роста светского и коммерческого книгопроизводства пергаменщики стали объединяться в торговые объединения, размещать свои мастерские в одной определенной части города, недалеко от источника воды, необходимой для выделки кож.»(Баранов) - вызывает недоумение.

Первые мастерские пергаменщиков появились в середине ХV века.Если монахи делали пергамент до 1200- годов,то кто тогда делал пергамент от 1200- годов до ХV века ? Существует временной разрыв почти в три столетия .Неужели «безпергаментный» период в истории? Или проще – не делали пергамент монахи,а история монахов-пергаменщиков просто выдуманная.

Но если даже предположить невозможное : монахи делали пергамент,то они никак не могли переписывать античные рукописи. Н.Усков в книге «Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья» подробно описывает жизнь монастырей и монахов. Функции монастырей в ранем средневековье были следующие: 1.подготовка будущих священников;2.пастырское служение ; 3.миссионерская деятельность ; 4.написание и переписывание богодуховных книг.Все остальное вытекает из изложенного. Причем любую деятельность можно было делать только под опекой настоятеля монастыря.Все что не одобрялось настоятелем искоренялось безжалостно.Поэтому нередки были случаи самоубийств монахов.Античные тексты никак не подходили под богодуховные тексты.

Европейская бумага.
Древняя бумага

В Китае «с 1772 года был предпринят сбор всех печатных книг,когда-либо вышедших в Китае.Сбор продолжался 20 лет...Для разбора и обработки собранного материала было привлеченно 360 человек.Все книги были разделены на четыре категориии...Через несколько лет 3457 названий были выпущены в новом издании,а остальные 6766 названий были описаны в подробно аннотированном каталоге...По сути дела,это была грандиозная операция по изъятию книг... и не менеее грандиозная операция по фальсификациии текстов,в вышедших новых изданиях были изъяты все нежелательные места,менялись даже названия книг »(ВИ)

Сырьём для бумаги в Китае служили шёлковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями. Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылёживалась, сохла и превращалась в лепёшку наподобие войлока Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего войлока. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Их затем отлавливали ситом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.

Во II в. до н.э. китайцы ,заменили шерсть и шелк ,толченой корой тутового дерева и размочаленными стеблями бамбука. Получилась китайская бумага,о которой в 105 г. до н.э., чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору. Но «бумага, изготовлявшаяся в древности китайцами, имела основной недостаток - рыхлость, из-за чего краска, которой на ней писали (главным образом тушь из высоких сортов сажи с примесью рыбьего клея и мускуса), растекалась и бумага легко рвалась». ».(Дубина)

В 1907 г. в Дунхуане нашли сделанную из бумаги китайскую иллюстрированную буддийскую “Алмазную сутру”, которая была напечатана с деревянных матриц в 868 г. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных межу собой в свиток длиной почти 5 м. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал "ради поминовения усопших родителей своих".

В 1957 г.В северной провинции Китая Шэньси в пещера Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

В 1966 г. на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен самый ранний напечатанный ксилографическим способом текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII в. Самые старые из сохранившихся печатных работ на бумаге, сделанных в Японии, относятся приблизительно к 770 г. Они были напечатаны с помощью литых медных матриц .

О бумаге «химическое материаловедение утверждает,что за 800-1000лет бумага,как термодинамически неравновесный материал,обязана истлеть полностью.Поэтому никаких бумажных памятников ранее ХI века быть в принципе не может.Была ли бумага в Китае II века или нет – этой бумаги в природе сегодня быть не может в любых условиях хранения,она обязана дезаккомодировать в силу своей неравновесности.Это-термодинамика,одна из фундаментальных естественных наук.С ней,как сказал Больцман,не поспоришь.»(Кеслер,42)

В 1772-84 китайцы сделали фальсификацию своих исторических текстов. B результате китайская бумага появилась во II в. до н.э.,точно как пергамент. Фальсификаторы ХХ века своими находками «древней» бумаги поддержали своих коллег из ХVIII века.

Путь китайской бумаги через арабов в Европу описал французский ученый Авенел: бумага «пришла из Китая очень медленным путем, со средней скоростью, может быть, ста верст в сто лет».(Дубина)В результате в XIV веке начали изготовлять бумагу в Италии, Франции, Германии.Причем европейцы начали изготовлять не азиатскую,а европейскую - льнянную или тряпичную бумагу.
«Несколько запутанным является вопрос о сырье, употреблявшемся в то время при производстве бумаги. До восьмидесятых годов XIX века нисколько не сомневались, что бумага вырабатывалась арабами из хлопка; откуда и ее название: "бомбицина" (другое: "charta cottonea"). Однако, анализы показывают, что из образцов бумаги, изготовленной с XI до XV веков, не оказалось ни одной выделанной из хлопка, - большинство было изготовлено из тряпок,-пишет Н.Дубина,- Может быть, эта загадка объясняется тем, что до Х века арабы, заимствовав из Китая способы выделки бумаги из волокон шелкового кокона и шелковичного ("бумажного") деревца, но в силу отсутствия в Центральной и Малой Азии бумажного деревца, перешли к употреблению волокон, обволакивающих зерна хлопчатника. Но бумага получалась весьма рыхлая и малоудобная для письма, тогда они перешли к тряпкам (хотя название "хлопчатой бумаги" сохранилось). Процесс выработки бумаги из тряпок гораздо сложнее, зато получилась бумага, вполне удовлетворяющая своему назначению»( Дубина). «Древнейшей бумаги(из хлопка-авт.), привезенной в Россию с востока, до нас ... не дошла»-пишет А.Соболевский.(Соболевский)

Древняя арабская бумага из хлопка не дошла оттого,что ее просто не было.А было то,что нет мусульманских рукописей которые были бы найдены ранее конца ХVIII - ХIХ векa,и следовательно, нет написанной мусульманской истории ранее ХIХ века. Так,знаменитого арабского историка и философа Ибн Халдун,который жил в 1332-1406 годах,напечатали только в 1868 году.Он был верховным судьей – кади в Каире,а также занимал высокие посты при дворах Испании и в Северной Африке.Он написал исторический труд «Китаб аль-ибер», состоявший из книг : 1.Введение в историю.2.История мира до Магомета. 3.Арабы в Африке и Испании.4.Мусульмане Египта и Азии.

Уве Топпер провел исследование о времени появления ислама,и пришел к выводу,что только две географические области могут претендовать на приоретет в этом плане: Иран и область,населенная берберами.Но даже в этих регионах ислама до Х века не было(Топпер,214).Е.Габович пишет :«Никого ислама до 1350 г. нигде в мире не существовало.Сегодняшняя форма ислама не могла выкристализоваться до распространения книгопечатания,т.е. до ХVI-ХVII вв.»(Топпер,275,273) Мусульманские историки писали виртуальную историю, при этом используя вирутальную историю древнего Китая.Поэтому знаменитый историк Ибн Халдун был напечатан в 1868 году,сразу после того как был написан.

Тряпичная или льнянная бумага  

Британская Энциклопедия 1771 г. писала ,что европейская или льняная (тряпичная) бумага появилась в ХIV веке.Британская энциклопедия 1911 года уточнила,что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века.На Руси «значение слова бумага = писчий материал по памятникам может быть возведено лишь к XV веку (оно находится, вместе со словами лист и десть, в записи Пролога 1481 года Публ. Библ.),-пишет А.Соболевский,- Та бумага, которую ... имеем в русских грамотах XIV века, как и бумага южно-славянеких книг и грамот того же времени, — тряпичная, или льняная, выделанная в Западной Европе.»(Соболевский)

Лен растет в Египте,Верхней Италии, Галлии и Испании,на территории России,Балканском полуострове,Бельгии,Ирландии, Польша,Франция, Нидерландах. « При всех своих достоинствах лен не растет сам по себе. Нужно бороться с вредителями, подсевать травы, на которые осенью лен уложат дозревать. Поскольку лен находится в семипольном обороте, то целых шесть лет перед его посадкой на поле засевают другие культуры.» (Масленников) Семипольнаый севооборот появился только в ХIХ веке. При несоблюдении агротехнических требований урожайность льна падает.Так« средняя урожайность этой культуры во Франции составляет 12--13 ц/га. В России же аналогичный показатель - всего 2-4 ц/га.»(Масленников)

«Интенсификация пахоты в средние века - результат не столько усовершенствования инвентаря, сколько повторения операции. Распространялась практика трехкратной пахоты, а на переломе от ХIII к ХIV в. - четырехкратной. Но оставались ведь необходимые вспомогательные работы. Часто после первой пахоты комья разрыхляли руками. Прополку делали не везде, употребляя для удаления чертополоха и других сорняков простейшие орудия: вилы и насаженный на палку серп. Борона, одно из первых изображений которой появилось на вышивке конца ХI в., известной как «ковер» Байе, получила распространение в ХII и ХIII вв. Время от времени приходилось также глубоко вскапывать поле лопатой. В итоге земля плохо вскопанная, плохо вспаханная, плохо аэробированная - не могла быстро восстанавливать свое плодородие.-пишет Ле Гофф в «Средневековой цивилизации», - Плохо обработанная и мало обогащенная земля быстро истощалась. Поэтому ей нужно было давать частый отдых для восстановления плодородия - отсюда широко распространенная практика пара. Несомненный прогресс между IХ и ХIV вв. состоял в замене тут и там двухпольного севооборота трехпольным, который приводил к тому, что земля оставалась бесплодной только один год из трех вместо двух, или, точнее, позволял использовать две трети обрабатываемой поверхности вместо одной трети. Но трехполье распространялось, по-видимому, более медленно и не столь повсеместно,как это утверждалось прежде. В средиземноморском климате на бедных почвах долго держалось двухполье. Автор английского агрономического трактата «Флета» благоразумно советовал своим читателям предпочитать один хороший урожай в два года двум посредственным в три. В таком районе, как Линкошир, нет ни одного достоверного примера применения трехпольного севооборота до ХIV в.»(Гофф)

Еще в ХV веке существовал трехпольный севооборот в Германии.Так в Правилах общинного самоуправления деревни Пфлаунлох 1480 года написано : «Если теперь в марке или на пашне Пфлаунлоха находится залежный участок,который раньше обрабатывался,то он...на третий год превращается в пар..»и далее «и пусть в дальнейшем никто ничего другого не сеет на паровом поле,кроме свеклы и льна»(Калюжный, 271-272)

Поэтому вполне возможно,что выращивать лен стали в ХШ- ХIV веках,когда перешли на треxпольный севооборот.Иначе очень проблематично говорить вообще о каком-то урожаи льна.Выращивание льна требует определенную культуру севооборота и агрономии.Тогда же начали делать льнянные ткани.Когда обрезки ткани сгнивали, то эта масса забытая на солнце превращалась в лепешку первой бумаги.

Льнянная бумага появилась из отходов производства льнянной материи. Производство льнянной материи и бумаги – это процесс практически параллельный,а не раскинутый на тысячелетия. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV в. Можно сказать,что именно потребность делопроизводства купцов и подтолкнуло процесс изготовления бумаги. Потребность определило предложение.

Первую бумагу из льнянных тряпок начали изготовлять в Италии, Франции и Германии . В Англии с 1495 году,а в Шотландии в 1591,в Бельгии и Голландии с 1686 г, в Северной Америки с 1690 г . В Московии попытки изготовления бумаги были в 1576 и в 1655 году.

Первое изображение специалиста-бумажника в процессе труда появилось в 1568 году .В книге Ганса Сакса(1494-1576) «Подробное описание всех профессий на земле» была помещена гравюра «Бумажник» работы Й.Аммана (1539–1591) в сопровождении стихов об изготовлении бумаги, написанных автором книги.

На гравюре показано бумажное производство ХVI века .Хорошо виден вертикальный пресс.

Технология изготовления бумаги в средневековье

Процесс изготовления льняной бумаги средневековья можно описать так:

Первая фаза. Первоначально льнянные тряпки просто сгнивали в ямах. Затем технология усложнилась тряпки стали сортироваться и промываться в емкости, имеющей отверстия для стока воды. После этого тряпки оставляют гнить в течение четырех-пяти дней. Сырые распадающиеся куски тряпок мелко нарезают и отбивают в течение нескольких часов в чистой проточной воде, оставляют разлагаться в течение недели, опять отбивают, опять оставляют гнить, и так несколько раз до тех пор, пока тряпки не распадаются окончательно в текучую водянистую массу, которую выливают в огромный чан, наполненные водой, где с помощью пестов разрыхляется окончательно. Иногда, особенно для писчей бумаги, к массе в чане подбавляли клей, т.к. на проклееной бумаге чернила не растекаются. Волокна разделяются, чтобы превратиться в ровную кашицу молочного цвета.Поначалу эта работа выполнялась вручную,затем начали использовать силу водянных мельниц.

Вторая фаза. Бумажник используя форму в виде деревянной рамы с натянутой на ней проволочной тонкой сеткой, зачерпывает из чана нужное для листа бумаги количество жидкой кашицы и трясет раму над чаном, чтобы вода стекала и волоконца свойлакивались.Затем когда лист на сетке примет нужную форму, рабочий переворачивает раму на кусок войлока или сукна, и лист падает туда; сверху на этот еще сырой лист накладывается снова кусок войлока, на него кладется новый лист бумаги, и т. д. Когда наберутся два-три десятка листов, то вся кипа поступает под пресс и подвергается сильному сжатию.

Флорентиец Донато Бараманте (1444-1514) в 1508 г. изобрел винтовой пресс, на котором делал медали.(Монеты...) Это изобретение стало возможным оттого,что токарный станок с кривошипом появился в 1480 г. Станок «имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками и добиваться несдыханной раньше точности в обработке деталей» (Иванов,42).,что необходимо при изготовлении деревянного винта и гайки в прессе.

В середине ХVI веке Жак Бессон(?- 1569 ) в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона .

Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку,а затем усовершествованный вертикальный пресс. «Одной из важнейших сфер применения металлического винта стали книгопечатание и монетное дело. Печатный винтовой пресс, впервые использованный ок. 1550 г. в Нюрнберге, существенно повышал качество оттиска и производительность печатного станка. С середины XVI в. новый метод денежной чеканки утверждается в Аугсбурге и Цюрихе, в монетном дворе Лувра, в габсбургских монетных дворах, в Сеговии.» (Ястребицкая, 34) В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, используемые в Англии были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции.

Появление нового вертикального пресса отметили историки бумаги : «Бумага русских и южно-славянских рукописей XIV и XV веков, западно-европейского производства, — относительно толста и мягка. Ее листы имеют несколько иной формат сравнительно с современными листами: они более низки и более широки, так что книга в лист XIV или XV века часто производит впечатление книги в большой поллист. Эту бумагу обыкновенно вызывают бомбициною. Бумага конца XVI и XVII века, также западно-европейского производства, отличается уже значительною тонкостью и по величине листов мало чем отличается от современной писчей бумаги.(Соболевкий) С мнением Соболевского о том,что бумага современного вида появилась в конце ХVI века согласиться нельзя.Эта бумага появилась в середине ХVI века. «В настоящее время известны следующие издания, датируемые по бумаге, вкладным и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение». (Тараканова) Слово «десть» как обозначение толщины книги - стопка бумаги в 24 листа, отмечено в русском языке в 1551 г.

До изобретения винтового пресса Донато Бараманте в 1508 году , мастер с подмастерьями прижимали плиту свои весом или камнем .Такая бумага напоминала китайскую бумагу и была похоже на «лепёшку наподобие войлока». Первая бумага была неровная и рыхлая.На такой бумаге можно было писать.Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага наименее биостойка. «Уже на первой недели рост и развитие микроскопических грибов оценивался на ней в 2-3 балла, т. е. была возможна и визуальная оценка. Эта бумага по питательной ценности, видимо, больше всего отвечает потребностям микроскопических грибов.» (Бурцева...) М.М.Постников в связи с этим отмечает,что «специалисты говорят, что тряпичная бумага при неблагоприятных условиях хранения "великолепная питательная среда для плесени и грибов, которые за два месяца способны уничтожить до 60% бумажных волокон."
Под неблагоприятными условиями понимается самая обыкновенная сырость в помещении. При повышенной влажности воздуха волокна бумаги поглощают влагу из воздуха и расширяются в поперечном направлении. Из-за этого бумага становится волнистой. При пониженной влажности воздуха испаряется влага, содержащаяся в бумаге, и происходит усадка волокон бумаги в поперечном направлении. Из-за этого бумага вспучивается вверх. Данное явление особенно часто происходит в зимнее время . Сырость вызывает целый ряд различных заболеваний бумаги. М.Вибер пишет : «Бумага должна быть сухой не только тогда, когда художник приступает к работе, но ее следует всячески оберегать от влаги в процессе изготовления, так как иначе клей начинает загнивать — он разлагается и делает бумагу негодной. Фабриканты-англичане, которым неизвестно почему принадлежит монополия снабжения всеми материалами акварели, посылают громадное количество бумаги во Францию и из-за экономии везут ее водой до самого Парижа. Во время перевозки бумага многие недели находится в трюмах судов; после выгрузки она попадает на склады комиссионеров-оптовиков, у которых лежит грудами на полу и в подвалах до тех пор, пока не распродается мелким торговцам. Здесь она, наконец, просохнет, но... она уже испорчена. Единственное средство иметь доброкачественную бумагу — это внимательно и с осторожностью выбирать ее. Купив лист, другой, и испробовав их, следует запастись бумагой, оказавшейся годной. Сохраняемая в сухом месте при ровной температуре бумага не портится и делается даже лучше.(Вибер)

Долговечность льнянной бумаги возрастает,когда масса бумаги хорошо промыта водой,а затем влажная листы бумаги хорошо отжаты прессом.

Неотжатая бумага винтовым прессом пригодна для фиксации оперативной информации. О том,что еще в конце ХV века не было стойкой бумаги,которую можно было долго хранить свидетельствует факт,что Кембриджский университет в 1480 году принимал в качестве залога за ссуды только книги, писанные на пергаменте.

Поэтому самая раняя известная тряпичная бумага датируется первой половиной ХVI в. Этот факт потверждает история живописи.«К наиболее старым живописным работам на бумаге относят находящийся в Лувре этюд головы, выполненный одним из художников школы Леонардо да Винчи. Другой работой считается картон (примерно 1529-1530 гг.), написанный для изготовления шпалеры. Известно также, что бумагой как основой для живописи пользовался Гольбейн, он предварительно наклеивал ее на доску.»(Из истории...)

Бомбицина - толстая и мягкая бумага ,имеет формат широкого листа.Такая бумага отжатая пресом с деревянным винтом и гайкой.Каждая партия бомбицины имеют одинаковую толщину листов.Одинаковую толщину листов просто под гнетом получить невозможно.(Бомбицина сделанная из хлопка не рассматривается,потому что такая бумага в ХV веке не существовала).

Разница между бомбициною и хорошо отжатой бумагой заключается в том,что в первом случае использовался довольно примитивный пресс начало ХVI века,а во втором - уже усовершествованный пресс середины ХVI века.Только с появлением отжатой бумаги на винтовом прессе второй половины ХVI века,бумага начали поступать в свободную продажу,т.к. бумагу уже можно было длительно хранить. Историк и географ Джованни Ботеро в 1598 г. писал,что Москва по величине и архитектуре является «четвертой первоклассной столицей мира после Константинополя,Парижа и Лиссабона»(Giouanni Botero Benese. Kella Ragion di Stato,Venetia,1630,p.364).Так,впервые в Москве в 1580 г. появились книжные ряды торговавшие книгами и писчей бумагой.(Осипов)

Тонкая бумага , отжатая прессом, как и винтовой пресс для печати,появилась в середине ХVI века.К этому же времени относится и появления картона,который без пресса изготовить невозможно. Картон отличается от бумаги только большею толщиною листов от 0,5 до 10 мм. Картон выделывается или прямо черпанием толстых листов, что дает картон неровный и рыхлый, или соединением нескольких тонких листов, что дает лучшие сорта картона. Соединение листов производится различно. Картон неклееный,натуральный изготовляется прямым наложением и сдавливанием только что отформированных мокрых листов под прессом . Картон высших сортов,идущий для живописи, изготовления игральных карт изготовляется путем склеивания листов клеем с последующим сдавливанием под прессом. Игральные карты впервые отмечены в письменном английском языке в 1598 г. (1598 Florio, Cбppari,..those markes vpon the playing cards called spades)

Появление вертикального пресса создало современную плотную бумагу и картон.

Третья фаза. Затем листы развешиваются на веревках для окончательной просушки. Готовые, высушенные листы разбирались по сортам и продавались пачками. На первых порах в некоторых образцах бумаги присуствовали длинные, выдающиеся из общей ровной поверхности бумаги волокна, иногда были видны даже кусочки тряпок. Бумага была рыхлой,грубой не очень прочной,недоброкачественной, сероватого или желтого цвета.При изготовление белой бумаги,просушенные листы мылись,потом просушивались,затем опять мылись,просушивались и так до тех пор пока бумага не становилась белой.
В 1700 году из Китая в Европу был завезен каолин,который является наполнителем бумаги и одним из компонентом для изготовления белой бумаги.(Kaolin)Таким образом,если в белой льнянной бумаге датируемой до 1700 имеется коалин,-то эта бумага выпущена после 1700 года,а текст напечатанный на ней является подделкой под старину.

Фальсификации с бумагой

«Тряпичная бумага имеет водяные знаки, или филиграни, более или менее ясно видимые при рассматривании на свет бумажных листов. Это - знаки вместе и фабричной фирмы, и сорта бумаги. Понятно, всякая хорошая фабрика дорожила своими знаками и старалась их сохранять и охранять; но при частой переделке форм для бумажных листов и вместе с ними проволочных фигур, которые производят водяные знаки, форма знаков постоянно варьировалась, и знаки выходили то несколько больше, то меньше, их отдельные части были то в одних, то в несколько иных отношениях между собою. Отсюда и большое количество знаков, и еще большее вариантов этих знаков. Так как истории писчебумажных фабрик не существует и мы не знаем, сколько времени существовал тот или другой водяной знак, то мы должны пользоваться водяными знаками в палеографических целях с большою осторожностью и не претендовать на определение при их помощи десятилетий и вообще небольших периодов времени. Но иногда водяные знаки, как и орнамент, орфография и т. п., дают полезные указания на время написания рукописей в полустолетиях или по крайней мере в столетиях.»( Соболевский)

Появление водянного знака на бумаге от проволочной сетке,из которой делали фигуры ,также связано,с появлением вертикального пресса для отжимки бумаги.Потому что без пресса – это технологически достичь невозможно.Мокрый лист бумаги снятый с проволочной формы имеет след отпечатка формы. Он положенный между войлочными прокладками,придавливается прессом.Из листа отжимается вода в войлочные прокладки.B результате на листе остается конфигурация проволочной рамки. Бумагу с филигранью еще делали в домашних условиях в конце ХIХ века.Папюс дает наставление для начинающих магов : «Можно самому сделать бумагу для опытов,но лучше купить готового бумажного теста на фабрике.Разведя его водой,намазывают на металлический лист и кладут под обыкновенный копировальный пресс.Можно также сделать из тонкой проволоки абрис планеты под влиянием которой делали бумагу.»(Папюс)

Считается,что «первая европейская книга с филигранью появилась в 1282 г. в Болонье (Италия).»(Тараканова)Выпущены подробные справочники с образцами водянных знаков(филиграни) на бумаге,где образцы филиграни разнесенны по векам и десятилетиям.
Бумага с филигранью датируемая до ХVI века – является подделкой.Такую бумага без вертикального пресса изготовить невозможно.Поэтому все тексты написанные на такой бумаге являются подделками под старину.

Выводы

Европейская или льняная(тряпичная) бумага начала использоваться cо второй половины ХIV в. Самая древняя льнянная бумага, которая сохранилась до наших дней –это бомбицина .Она датируется первой половиной ХVI в.Это обясняется тем,что сохранность бумаги достигается в результате промывки ее и отжатия листов на вертикальном прессе. Вертикальный пресс был изобретен в 1508 году.

Таким образом,все рукописи написанные на бумаге должны датироваться не ранее ХVI века,также как и рукописи написанные на бумаге с филигранью.

Бумажные рукописи,которые датируются до ХVI века являются подделками под старину.Такой подделкой является старейшая русская книга, написанная на бумаге "Поучения Ефрема Сирина", датированная 1381 г., «грамота болгарского царя Иоанна Асеня первой половины XIII века; за нею следует грамота болгарского царя Константина Асеня второй половины того же столетия (старшая арабская рукопись на бумаге, с датою, — 866 года; старшие греческие рукописи, с датами, — 1079, 1090, 1095 годов). Старшие болгарские книги на бумаге, с датами, — Хронограф Манассии 1345 года, Сборник написанный для болгарского царя Иоанна Александра 1348 года (Публ. Библ.), Лествица, автограф московского митрополита Киприана, написанная им в Константинополе в 1387 году; старшие сербские книги на бумаге, с датами, — Устав церковный около 1372 года, Минея Хлудова 1388 года. Из русских грамот старшие на бумаге, с датами, относятся лишь к XIV столетию; это — договор великого князя Симеона Гордого с братьями 1340 года, духовная его же 1353 года, духовная великого князя Ивана Ивановича около 1357 года. Из русских книг одна, Диоптра 1388 года, написана вместе на бумаге и пергамене русским монахом в Константинополе.Должно иметь в виду, что в конце XIV и в начале XV веков встречаются книги с листами то пергаменными, то бумажными. Об одной из них мы только что упомянули; другая — Сборник XIV — XV веков Спб. Духовной Академии Соф. № 1262» (Соболевский).Список подделок под старину можно продолжать,но нет смысла ,потому что существуют подробные катологи с описанием подобных «исторических» сочинений.
Бумага хорошо отжатая прессом и напоминающая современную бумагу появилась в середине ХVI века.

Что же касается древней китайской бумаги,то по свидетельству Н.Морозова,нет китайских рукописей написанных на бумаге древней второй половины XVII века.А все китайские рукописи написаны на бумаге.

Послесловие

Писчий материал на котором европейцы учились писать и писали – была европейская тряпичная бумага,которая появилась в ХIV веке.

И.Гутенберг действительно мог печатать свои книги на пергаменте, который появился в середине ХV века.

Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге.потому что бумага , отжатая прессом и пригодная для печати могла появилясь в ХVI веке,после того как Бараманте изобрел вертикальный пресс в 1508 г.

Г. Носовский и А.Фоменко в результате своих исследований,пришли к выводу : «Эпоха исчезновения дубликатов в истории должна совпадать в эпохой зарождения доживших до наших дней исторической традиции.То есть – скалигеровской традиции,которая,хотя и была в основном завершена Скалигером,но зародилась, конечно,раньше его времени.Эта историческая традиция более или менее хорошо «помнит» о событиях того времени,когда она уже существовала, т.е.когда уже жилим ее представители,от которых идет непрерывная цепочка преемственности к современным историкам.Но о событиях более ранних эпох она «помнить» не может,и там сразу же начинается многочисленные дуюликаты.Скалигеровская традиция зародилась в ХIV веке – и тогда же исчезли дубликаты в истории» (2Носовский,709)

По исследованиям Вильгельма Каммейера (1890? – 1950?) история до 1300 года невосстановима,так как все более ранее документы были уничтожены и заменены фальшивыми.(Габович,581)

Таким образом,независимые друг от друга исследователи пришли к одинаковым выводам : историческая информация в письменных источниках востановима начиная с ХIV века

Вывод автора : Самые древние рукописи написанные на пергаменте,следует датировать, ХV веком.Самую древнюю дошедшую до нас бумагу ,следует датировать, ХVI веком.Таком образом, наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на этих материальных носителях датируется ХV веком,в исключительных случаях, концом ХIV века.


Литература:

Баранов.В.Материалы и технология изготовления средневековой рукописной книги. В кн. Средневековая рукописная книга.Будапешт.Факультет Медиевистики Центрально-Европейского Университета .- элекстронная версия. http://www.ceu.hu/medstud/manual/MMMru/frame5.html

БСЭ - Большая Советская энциклопедия. Третье издание,1969 - 1978 г.г. Электронная версия.

Бурцева И. В., Мантуровская Н. В., Перминова О. И. Устойчивость оцифрованных документов к воздействию различных факторов. Российская государственная библиотека, Москва, Россия.- http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom1/sec/Doc87.HTML

Валянский.С.,Калюжный.Д..Другая история средневековья.,М, «Вече»,2001.

Вибер.Ж.., Живопись и ее средства.Академии художеств СССР, Москва, 1961 г. - http://www.lart.pp.ru/library/viber_painting_tools/viber_paint03.htm

ВИ - Всемирная история..М.: АН СССР,Изд-во социально-экономической литературы,1958, В 10 т. т.5)

Габович Ев.Фоменко не одинок.Критика хронологии и ревизия истории в Западной Европе. – в кр.Г. Носовский ,А.Фоменко Реконструкция всеобщей истории.Исследования 1999-2000 годов.(Новая хронология).-М.»Деловой экспресс»,2000.

Гофф Ле,«Средневековая цивилизация» - http://vf.narod.ru/classik/le_goff.glVII.htm

Дубина.Н.,История изобретения и распространения бумаги – журнал «КомпьюАрт» № 10 – 2000 год.- http://www.stimpex.com.ua/history/paperhist.htm

Из истории живописных материалов- http://worldleonard.h1.ru/doc/art/art_0047.html  

Иванов С.А. «1000 лет озарений.История вещей.»М., «Слово»,2002.

Калюжный.Д.,А.Жабинский.А.,Другая история литературы.,М., «Вече»,2001

Кеслер.Я.,Русская цивилизация.,М,ЭкоПресс-2000,2002.

Козлов В.П., «Фальсификация исторических источников:источниковедческий, историографический ,архивоведческий аспекты.- http://iai.rsuh.ru/jubiley/arhivistika/p4.html


Крижанич Ю.,Политика.М.:Новый Свет,1997.

Масленников Д., Чичкин А., «Почем русский лен» - Электронная версия журнала «предприниматель»- http://www.ruspred.ru/arh/08/26.htm

Милов Л.В., «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» РОССПЭН,2001. - http://www.situation.ru/app/rs/lib/milov/paxar/paxar27.htm

Монеты ХХ века.Как делают монеты. http://coins.amazonit.ru/index3.htm

Носовский Г.,Фоменко А..Жанна д’Арк,Самсон и русская история.,М,ФИД «Деловой экспресс»,2002.

2Носовский Г.,Фоменко А.Империя.Русь,Турция,Китай,Европа,Египет.Новая математическая хронология древности.-М.:Изд-во «Факториал Пресс»,2000.

Осипов Д.О., «Мир вещей. Материальная культура города в XIV-XV вв.»- http://kursy.rsuh.ru/istoria/moskva/moskva.asp?meniu=1&razdel=17&nomer=2


Папюс.Черная и белая магия.М., «Мистер Икс»,1991.

Петросян.Ю.Османская империя:могущество и гибель.Исторические очерки.М.:Изд-во Эксмо,2003.

Пиррен.А.Средневековые города Бельгии.Санкт-Петербург.: «Евразия»,2001.

Соболевский А.И.,Славяно-русская палеография .Санкт-Петербург,1908.-
электронная версия : http://www.textology.ru/drevnost/sobolevsky.html
 

Тараканова О.,История книги . Центр дистанционного образования МГУП, 2001 - http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/07-1.htm


Топпер Уве.Великий обман.Выдуманная история Европы.СПб.:Издательский Дом «Нева»,2004.

Усков Н., «Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья»,СПб.;Алетейя,2001.

Черниловский З.М.,"Всеобщая история государства и права» -
http://kazref.narod.ru/lib/igp/2_1_7.txt


Шевеленко А.Я. Природные условия,этнографические процессы,развитие производительных сил. в кн. История Европы с древнейших времен до наших дрей http://history.tuad.nsk.ru/works/HistE/v2/02.html#27

ЭК - Энциклопедия кругосвет – электронная версия.

Ястребицкая А.Л. Материальная культура и образ жизни в Европе на исходе средневековья. В кн. История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. Москва "Наука" 1993. с. 16-40

Kaolin. Britannica.com - http://kaolin.com.ua/english/kaolin/
 

 
 

обсудить доклад


big zilla купить
http://web.odessa.ua/shokolad-slim/